Свято-Пантелеимоновский
женский монастырь

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская митрополия
Серовская епархия
Монастырское благочиние
Главное меню
  • Главная
  • О монастыре
    • Летопись
    • Наши храмы
  • Святыни
  • Великомученик и Целитель Пантелеимон
  • Расписание богослужений
  • ФОТО
  • ВИДЕО
  • ФОТО
  • Воскресная школа
  • Библиотека
  • Наши прихожане
  • Наши требы
  • Контакты и реквизиты
  • Православный календарь
Наш монастырь
Наши друзья


«Отцы пустынники и жены непорочны…» и Молитва Ефрема Сирина.

PostDateIcon28.02.2015 00:15 | Автор: Надежда Рукина |

(Заметки к уроку в воскресной школе)

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв.

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

В позднем творчестве А. С. Пушкина важное место занимает  это  стихотворение. Написано оно 1836 г. Стихотворение является поэтическим переложением молитвы Ефрема Сирина, которая читается  в Великий пост. Преподобный Ефрем Сирин (IV в.) составил много боговдохновенных работ. Вот  канонический текст этой молитвы:

Господи и Владыко живота моего,

Дух праздности, уныния, любоначалия

И празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия,

Терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зретимоя прегрешения

И не осуждати брата моего,

Яко благословенеси во веки веков, аминь.

 

Пушкин называет Великий пост «печальным» и мы слышим тишину в храме, видим тёмные  краски, которые печальны  и, одновременно, торжественны.В православной литературе различают уныние и печаль. Уныние - это грех, печаль же - скорбь о Христе, «печаль по Богу».  Здесь поэт говорит о собственной молитве:«Всех чаще мне она приходит на уста». Читатель слышит молитвенное переживание слов Ефрема Сирина.

О силе молитвы написано много трактатов, но понять её можно только своим личным молитвенным опытом. И, читая, текст стихотворения, слышишь, как гениальный Пушкин  передаёт своим  уникальным  ритмом и красивым размером стиха  то, что выше слов, то, что над  словами,  духовный сверхсмысл.

Именно это ощущение появляется у каждого читателя и слушателя боговдохновенных слов, которые слышит святой Ефрем Сирин  в момент молитвенного «озарения».  А поэт гениально передаёт своим потомкам. Молитва  дает силу, укрепляет в вере, пробуждает надежду на лучшее.

Пушкин был знаком со святоотеческой  литературой, в которой раскрывается смысл Богопознания:  Бог непознаваем для человеческого ума, но в то же время познаваем сердцем, то есть познаваем по той Божественной энергии, которую Он изливает на человека и по мере готовности человека к восприятию этой благодати.

Таким образом, и переложение молитвы, и стихотворное «предисловие» к ней говорят о том, что поэт имел представление о молитвенном опыте и хорошо знал богослужебные тексты Великого поста. Именно поэтому Пушкину удалось в стихотворной форме передать «смысл и дух» молитвы Ефрема Сирина.

Переложение молитвы Ефрема Сирина на поэтический язык помогает ученикам выпускного класса Воскресной школы  обретать молитвенный опыт и ещё раз убедиться в объединяющей и созидающей силе и красоте Православия,  возникшей из Бесконечности  и  устремлённой в Вечность.

 

Design by Латышев Дмитрий © 2012-2023.
All Rights Reserved.